Article by Vitaliy Fedorovich Sklyarov – Minister of Energy of Ukraine and Honorary President of CIGRE-Ukraine

Шановні колеги!

До Вашої уваги надаємо статтю Міністра енергетики України та почесного президента ГС «СІГРЕ-Україна» – Віталія Федоровича Склярова – “Электрическая пандемия в Украине”.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПАНДЕМИЯ В УКРАИНЕ

Электричество настолько беспрецедентно глубоко проникло во все сферы цивилизации, что без него функционирование последней практически невозможно. В связи с этим человечество было вынуждено выработать обязательное правило опережающих темпов развития электроэнергетики. Исполнение этого требования свято осуществлялось предыдущими поколениями, начиная от плана ГОЭРЛО, столетие которого произойдет в этом году 22 декабря. Именно по этой причине электроэнергетика остаётся чуть ли не единственной отраслью промышленности прилично функционирующей и по сей день, не смотря на все издевательства, которые ей приходится претерпевать.

Но всему есть предел, который определяется целым рядом политических и экономических факторов.

Если предпринять попытку рассмотреть только некоторые из них, то вырисовывается довольно неприятная картина.

В 1990 году Украина вырабатывала 330 млрд. киловатт.часов электроэнергии, из которых 30 млрд. киловатт.часов продавались на экспорт на сумму около 1,5 млрд долларов. В настоящее время выработка упала более чем в два раза.

В 1990 году в Украине строили одновременно семь атомных и три тепловые электростанции.

С тех пор не построили не единой, а на строительство приличной электростанции в тех условиях требовалось 10-12 лет и стоимость только пускового комплекса составляла 1,5-2 млрд долларов. Внедрение высоких технологий и инноваций подменили приватизацией энергетических активов. Без развития энергетики останавливается электротехническая промышленность, распадаются строительные, монтажные отраслевые организации, научные и проектные институты.

Мы потеряли целое поколение специалистов–профессионалов, которые обеспечивали надежность и безопасность эксплуатации энергообъектов

Совершенно очевидно, что мы обречены работать на том оборудовании энергосистемы, которое у нас осталось и не один «частник» никогда не сможет выделить необходимые средства на строительство электростанции плюс схем электрических сетей для выдачи мощности. 

Использование возобновляемых источников энергии можно только приветствовать, ибо только полный неуч не понимает, что используя газ, нефть, уголь мы обворовываем будущих потомков, не имея никакого на это права. Но стоимость отпущенного нетрадиционного киловатт-часа настолько высока, что по карману очень богатым странам, а у нас только создает совершенно не нужные энергорыночные коллизии.

Впрочем, энергорынок сам по себе довольно искусственная и вредная институция, ибо ни в коей мере не приводит к повышению эффективности энергопроизводства, для чего и создавался, а по факту служит совершенно другим целям. Абсолютно невозможно конкурировать производителям электричества на атомных, тепловых, гидростанциях да плюс нетрадиционных, а это значит, что основное требование рынка- свободная конкуренция задавлена в зародыше.

Остается открытым вопрос балансирования и регулирования режимов в электрических сетях, качества электроэнергии в соответствии со стандартами у потребителя, который за все платит.

Необходимо особо подчеркнуть, что износ основных фондов энергетического производства составляет от 85 до 95 процентов. Поэтому аварии, скорее всего, будут носить каскадный характер.

Приватизация, как еще один ожидаемый фактор повышения эффективности работы отрасли, тоже внесла свою лепту. Так удельные расходы условного топлива на электростанциях Минэнерго в среднем увеличились с 340 до 500 грамм на киловатт.час электроэнергии достигнув уровня 50 годов прошлого столетия. Электрические потери в распределительных сетях вместо 7-8 процентов сейчас на уровне 16-18. Это означает, что каждый восьмой год все электростанции Украины работают только на покрытие потерь. Параметр потока отказов – интегральный показатель, определяющий надежность работы основного оборудования, вообще не считается.

Уровень подготовки персонала всех рангов не подлежит оценке.

Приняв за разумные траты 1990 года по всем статьям расходов, имея ввиду капитальное строительство, капитальные, текущие, средние, аварийные ремонты, эксплуатационные расходы и сравнив их с расходами в прошедшие годы, без учета откатов, легко убедиться, что электроэнергетика недофинансирована порядка 200 миллиардов долларов.

Схема управления электроэнергетикой достигла пределов понимания специалистами и носит совершенно хаотический характер. Дело дошло до того, что Национальный диспетчерский центр (НЭК «Укрэнерго») переподчинили другому министерству, в угоду каких-то амбициозных целей, а это действие кроме прямой диверсии никак назвать и нельзя. А теперь еще хотят и Укргидроэнерго подчинить Кабинету министров. Если прибавить к этому, что часть электростанций частные, часть государственные, то же – с облэнерго и прочая, прочая то, естественно возникает мысль о целесообразности существования Министерства энергетики!?…. Чем они, вообще занимаются без технического управления, департамента перспективного развития, капстроительства и эксплуатации? Связями с общественностью, переписками, пиар компаниями.

Практически во всех странах допускались масштабные аварии с обесточениями целых стран и миллиардными убытками. Главной причиной такого явления была неправильная организация оперативного обслуживания энергосистем, размытая иерархическая система оперативного управления, низкая производственная дисциплина, ошибочные принципы расчетов статической и динамической устойчивости систем. На этом порочном пути мы опередили всех и теперь остается только ждать плодов.

Учитывая все вышеизложенное и четко понимая, что это, увы, далеко не все наши достижения, можно смело констатировать следующее:

1.В силу сложившейся ситуации энергетика страны вплотную приблизилась к важнейшим, перманентным испытаниям. При этом необходимо отметить, что точка бифуркации пройдена. Характер допущенной ситуации носит явно злонамеренный характер по превращению Украины в государство, которое вынуждено будет покупать электроэнергию за границей, как и все остальное.

2. Поскольку радикально изменить ничего нельзя, необходимо сосредоточить усилия на минимизации потерь и убытков. Для чего немедленно обязать соответствующие органы сосредоточить все внимание на разработке и реализации всех мероприятий и работ, связанных с объединением с электрическими сетями Европейской энергосистемы. Ситуация, когда мы не сможем обеспечить страну электроэнергией, а купить ее будет негде, более чем реальна.

3. Поскольку программа развития электроэнергетики до 2035 года не выполнена ни по единому пункту и это стало уже традицией, обязать соответствующие органы пересмотреть предыдущие решения и разработать такую государственную программу с учетом всей многофакторности происходящего и не допустить, чтобы она носила чисто ритуальный или пиаровский характер. 

4. Особое внимание уделить кадровому потенциалу отрасли, начиная от анализа потребности на всех уровнях производства и управления и заканчивая возможностями их обеспечения институтами страны. Вернуть статус «его величества- инженера» на достойное место в обществе.

5. Немедленно привести в соответствие с оправданной практикой схему управления и состав Минтопэнерго, освободив его от непрофильных обязанностей, а на его технической и инновационной политике может возродиться наука и промышленность.

Если все оставить без изменений и на самотеке, электрическая пандемия в Украине неизбежна в самых тяжелых формах. Те, кому принадлежит будущее, должны четко представлять, что энергетика будущего это- холодный синтез, водородные плюс нано, биологические, когнитивные, синергетические, информационные технологии, отягощенные искусственным интеллектом.

Невежеством можно многое оправдать, но не надо им злоупотреблять. Это чревато!

P.S. Перерасход 160 грамм условного топлива на киловатт.час приводит к сжиганию 11 млн. тонн натурального топлива.